Как правильно учить стихи наизусть

Как правильно учить стихи наизустьКак производится процедура говорения? А очень просто – мы открываем рот, и оттуда вылетают слова. По ходу дела мы не конструируем речь. Мы воспроизводим фразы по своей памяти, лишь немного редактируя их, подгоняя под определенную ситуацию. А если наша память подходящей фразы не содержит, то мы теряемся и можем не найти, что сказать. Впрочем, человек является существом изворотливым, он всеми силами обыкновенно старается избегать ситуаций, для которых у него в запасе не имеется подходящих слов. Большинство из тех, кто думает, что в совершенстве знает русский язык, на самом деле просто проводят ограниченный образ жизни, для которого будет вполне достаточно даже убогого владения языком.

Для того чтоб в памяти оказалась подходящая фраза, ее необходимо поместить туда заранее, то есть, говоря проще, выучить. Известно, как маленькие дети учат язык. Обязательно у всякого ребенка обязательно имеется какая-либо любимая сказка, которую он родителей заставляет ему рассказывать много-много раз, пока он не будет сам знать ее наизусть. Потом вдруг резко пропадет интерес к этой сказке, и уже другая заменит статут любимой. То же самой происходит и с фильмами, книгами и стихами.

А когда вырастает ребенок, у него появляется откуда то установка, что если он какую-то книгу прочитал один раз, то уж незачем читать ее второй раз. После этого существенно замедляется прогресс, и остается ему лишь дивится «необыкновенной» способностью маленьких детей к языкам.

По большому счету, язык – это все то, что на нем спето, сказано, написано. Среди спетого, написанного и сказанного существуют особенно удачные вещи, которые есть смысл знать наизусть.

К великому сожалению, школьным методистам не чужда, оказалась данная идея, и те постарались дискредитировать и извратить ее, как только возможно. Картина выглядит следующим образом. Задает учительница, скажем, выучить стихотворение в строчек десять к пятнице. Ребенок в четверг вечером, как обычно, садится за домашнее задание на завтра. Конечно же, технику заучивания наизусть ему не объяснял никто (мы уже не говорим про то, что не пришло никому в голову поинтересоваться, понравилось ли ему данное стихотворение или нет). Как бы ни старался он, он не может вызубрить за один вечер десять строчек так, чтобы без запинок потом рассказать их у классной доски. Он получает на следующий день законную четверку, и инцидент на этом исчерпан. Со спокойной совестью можно забыть стихотворение.

Как правильно учить стихи наизустьСпрашивается: существует ли разница между тем, как учит свои любимые сказки четырехлетний малыш, и тем, как наизусть учит восьмилетний школьник стихи, предписанные школьной программой? Насколько продуктивно и естественно первое, настолько же бессмысленно и мучительно второе.

Если мы желаем легко учить стихи, на всю жизнь и во множестве, то нам решительно следует отказаться от школьных дурных привычек! В этом деле главное – не торопиться. За один вечер невозможно хорошо выучить даже коротенькое стихотворение, которое состоит из десяти строчек. Но если мы будем прочитывать его вслух всего лишь один раз в день на протяжении одной или двух недель. При этом практически не зависит результат от длины стихотворения. С тем же успехом это может быть и целая поэма. Поэтому лучше сразу учить большой объем текста, но не строчку за строчкой, а весь целиком. К примеру, для первоклассника это может быть «Муха-Цокотуха», а для взрослого – глава из «Евгения Онегина».

В целом, ниже представлена приблизительная техника заучивания наизусть. При помощи ее с равным успехом можно учить, как прозу, так и стихи. Сделан упор не на быстроту получения результата, а на полную осмысленность действий. Мы излагаем данную технику в собственной излюбленной манере – от первого лица, - предполагая, что сможет каждый адаптироваться легко к своим целям.

Этап первый: создание благоприятной среды

Первым делом, нам потребуется обзавестись звуковым файлом с записью понравившейся нам поэмы (так для определенности назовем заучиваемое произведение). Это может быть из магазина профессиональная студийная запись, или же как вариант, мы можем сами начитать текст. Для лучшего удобства пользования лучше разбить файл на коротенькие отрывки по несколько минут при помощи аудиоредактора. Теперь наша задача – при каждом подходящем случае просто слушать данную запись. К примеру, утром, сразу после того как проснулись, что проснуться окончательно, или перед сном вечером, чтобы от дневных забот отвлечься.

Далее, поскольку мы все равно так или иначе учимся русскому языку, то мы можем использовать в качестве учебного материала выбранную поэму. Если мы вырабатываем красивый почерк, то это является идеальным текстом для переписывания. Если мы проходим грамматику, то в данном тексте мы потренироваться можем находить подлежащие и сказуемое, или даже падежи существительных имен и т.п. Наконец, если осваиваем мы компьютерный набор, то нам сам бог велел на компьютере набрать поэму.

Впрочем, нам в любом случае потребуется файл с текстом поэмы, к примеру, в формате Microsoft Word. Мы на отдельных листочках распечатываем данный файл, и теперь нам не жалко будет с ними делать все, что заблагорассудится, а в некоторых случаях – туда заглядывать и читать. Пусть по всей комнате будет разбросаны эти листочки. Если пропадет какой-то из них, то не беда, всегда распечатать можно новый.

Хорошо бы обсудить также поэму со своими домашними, а то и вслух почитать им (пока по бумажке). Можно в Википедию заглянуть и посмотреть, что написано там про автора, а еще лучше – взять с его биографией книжку в библиотеке. Может быть, поставлен по поэме фильм, или мультик, или даже опера написана? Стоит тоже ознакомиться. Вообще, что-либо учить, не создав подходящей среды, это сравнимо с тем, как учиться плавать, при этом, не залезая в воду. В этом и заключается один из корней принципиальной несостоятельности школьной системы образования.

Этап второй: проработка текста (упражнение «эхо»)

Спустя две недели, после того как в пассивном режиме усвоена поэма, настает время перехода к активным действиям. Следующий прием (его назовем «эхо») нами позаимствован из технологии парного обучения (предполагает данная технология, что имеется у нас партнер, который выступает в роли моего ученика, то моего тренера). Зачитывает партнер нам одну или несколько строчек поэмы, а наша задача заключается в повторении за ним слово в слово, при этом подглядывать в текст запрещено. При этом должен уметь партнер подстроиться под наш текущий уровень и нам диктовать в точности такой кусочек, чтобы наша задача слишком простой не была, но при этом не слишком трудной. Если же все-таки мы не сумели повторить безошибочно кусочек вслед за партнером, то он должен продиктовать нам его еще раз. Мы стараемся оба текст декламировать как можно более выразительно – чем больше передразнивания, «переигрывания» и гримас, тем лучше. Применяя данный прием, мы всю поэму прорабатываем от начала до конца, кусочек за кусочком.

Этап третий: декламация с подсказками

Как правильно учить стихи наизустьКонечно, малому ребенку нужен партнер – в виде папы или мамы, а еще лучше в виде старшего брата или сестры. Но если мы уже вышли из младшего школьного возраста, то мы вполне можем обойтись без партнера, при условии, что у нас имеется компьютер с аудиоредактором. Мы выделяем кусок звуковой дорожки, ее проигрываем, воспроизводим своим голосом, следующий кусок выделяем и так далее. Особенно трудные места повторить можно несколько раз. Это, кстати, прекрасная возможность потренировать артистизм и дикцию.

На данном этапе нам также потребуется помощь партнера. Необходимо выйти на середину комнаты, принять театральную позу и начинать по памяти громко декламировать поэму. Как только случается у нас заминка, партнер мне подсказывает забытое слово и помечает его одновременно маркером в тексте. После того как до конца дочитали мы поэму, мы еще раз проходим трудные места. Партнер диктует нам строку, предшествующую той, где произошла у нас заминка, а мы должны продолжить дальше.

Однако можно легко обойтись и без партнера. Мы заготавливаем себе шпаргалку, в которой прописаны первые слова каждой строчки поэмы. Теперь, смотря на них, мы принимаемся полный текст громко воспроизводить. Если в нашей памяти не сохранилась какая-то строчка, то мы делаем в шпаргалке соответствующую пометку и, оставляя несказанной строчку, идем дальше. Потом отдельно прорабатываем пропущенные строчки – к примеру, при помощи упражнения эхо (также воспользоваться можно какими-нибудь мнемоническими приемами).

Теперь наступило время вспомнить, зачем мы все это делаем. Мы делаем это для того, чтобы свою память обогатить заготовками фраз на разные жизненные случаи. Не так уж принципиально при этом, выучил ли я все строчки поэмы или только 90 процентов. И уж неважно совсем, запомнил ли я, в каком они следуют порядке. Поэтому если могу я по шпаргалке воспроизвести поэму с умеренным числом запинок, то это означает, что мы уже достигли своей цели (хотя в школе за это не поставили бы пятерку). Это не из тех случаев, когда лучше меньше, да лучше. Известно, что большая часть времени во всяком деле расходуется именно на шлифовку и доработку. Поэтому выучить будет рациональнее еще одну поэму на 90 процентов, чем эту доводить до 100 процентного уровня. При этом важным моментом является то, что настолько длинна поэма, что в несколько раз она превосходит объем нашей кратковременной памяти.

Впрочем, конечно же, существует особенный шарм в том, чтобы на сто процентов сделать дело. Тут может нам пригодиться другая шпаргалка, в которой только первые буквы выписаны из каждой строчки. Прежней остается техника работы с данной шпаргалкой.

Тут мы должны заметить еще два принципиальных отличия от традиционной школьной системы. Первое – в школе приучают нас к тому, что ошибки – это очень плохо. За ошибки снижают оценки и ругают. Второе – в то же время, учебные задания, которые ученики получают, не зависят никак от их предыдущих оценок. Упражняются отличники в том, что они уже и без того отлично знают, а двоечники над упражнениями маются, которые не под силу им. Первым скука уготовлена, а вторым – комплекс неполноценности.

В действительности, в учебе ошибки неизбежны и играют они очень значимую позитивную роль. Наши ошибки служат нам верным ориентиром: они нам подсказывают, над чем мы должны упражняться дальше. В данном случае, благодаря пометкам, которые мы делаем в шпаргалке, мы располагаем возможностью сосредоточиться именно над теми строчками, которые еще не запомнились в настоящий момент. Мы учим только то, чего не знаем, поэтому наша учеба исключительно эффективна и осмыслена. Ругать нас за ошибки, и за них ставить нам какие-либо оценки было бы совершенным абсурдом.

Этап четвертый: повторение

Как правильно учить стихи наизустьХотя преподаватели любят говорить, что повторенье – мать ученья, в реальности же, проходит школьный процесс под девизом «сдать и забыть». Требуется на повторенье совсем немного времени, однако если пренебречь им, то можно на нет свести все предыдущие усилия.

Существует две разновидности повторения – активное и пассивное. Пассивное повторение означает, что в окружающей среде остается присутствовать поэма, и мы продолжаем ее слушать изредка – пусть даже между делом и вполуха. Активное повторение является проговариванием поэмы по памяти (про себя или вслух). Идеально подходит для этого различное бросовое время, как то: сидение на уроке в школе, поездка в транспорте, ожидание в очереди. В данном случае необязательно иметь шпаргалку, но необходимы ручка и блокнот, чтобы о забытых местах делать пометки. Придя домой, нам необходимо эти места в памяти освежить по полному тексту поэмы.

Повторения необходимо делать независимо от того, на какую высоту мы подняли планку -  на 90 или 100 процентов. Во втором случае просто на активном повторении сделан должен быть особенно большой акцент. Ну и, разумеется, необходимо пользоваться во всю в повседневной жизни заученными фразами. 


20 января 2015, 18:17 Другие советы 561
Рейтинг: 0
Не нравится

Комментарии

  1. Редакция Журнала 17 января 2016, 19:19 0
    Дорогие друзья, ждем Ваших замечаний и комментариев! Только вместе с Вами мы сделаем наш журнал интереснее!


    Читайте также...